
Осень завершается разнообразием кинопроката и затишьем на стримингах перед бурей финального сезона «Очень странных дел». Редакция КИНОТВ выбрала главные премьеры второй половины ноября: от напряжённых драм о женской доле до долгожданных продолжений культовых российских сериалов.
Масштабная премьера российского сай-фая
«Авиатор»
с 20 ноября

Долгожданная экранизация одноимённого романа Евгения Водолазкина от режиссёра «Антикиллера» Егора Кончаловского и сценариста Юрия Арабова, соавтора Александра Сокурова. Рождённый в 1900 году Иннокентий Платонов (Александр Горбатов) выжил в жерновах эпох и проснулся после заморозки в 2026 году. Под надзором доктора Гейгера (Константин Хабенский) и его жены Анастасии (Дарья Кукарских) герой окунается в омут памяти, вспоминая о первой любви и страданиях молодости. Пусть фильм сильно отличается от первоисточника, он так же рьяно развивает историю потерянного в летах человека, ищущего ответы на фундаментальные вопросы о жизни, Боге, судьбе и смерти.
Фестивальные хиты Канн, Берлина, Венеции
«Я бы тебя пнула, если бы могла» (If I Had Legs I'd Kick You)
с 20 ноября

Линда (Роуз Бирн) в одиночку воспитывает дочь, страдающую неизлечимой болезнью. Муж героини работает в море, поэтому ей самой приходится решать все проблемы, которые сваливаются ей на голову 24/7. Австралийка Роуз Бирн способна обуздать совершенно любые жанры: от инди-драм до пеплумов. Но лучше всего актрисе идут хорроры и комедии — фильм Мэри Бронштейн как раз работает на стыке. Её зубастая экшен-драма иронично обыгрывает повседневные ужасы материнства и усталости простой женщины. За погружение в образ отчаянной, сломленной, но всё же готовой драться с миром героини Роуз Бирн заслуженно получила «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале — отличный старт для потенциальной номинации на «Оскар».
«Сентиментальная ценность» (Affeksjonsverdi)
с 20 ноября

Сёстры Нора (Рената Реинсве) и Агнес (Инга Ибсдоттер Лиллеос) хоронят мать и впервые за долгие годы встречают бросившего их отца-режиссёра Густава (Стеллан Скарсгард). Вернувшись на родину, постановщик задумывает снять вокруг фамильного гнезда очередной проект и приглашает на главную роль Нору, телевизионную актрису. Но комплекс обид и недосказанностей мешает дочери пойти навстречу отцу. Тогда на помощь режиссёру приходит голливудская актриса (Эль Фаннинг), чьё вторжение на площадку семейной драмы вскрывает годами замалчиваемый прогнивший фундамент в отношениях отца и дочерей.
Монументальная драма Йоакима Триера взяла гран-при жюри на Каннском кинофестивале. Режиссёр с присущей ему меланхоличностью и чуткостью слой за слоем наращивает выразительное и психологически сложное повествование о тяжёлой коммуникации поколений; кадр к кадру собирает шкатулку сентиментальных ценностей — простых вещей, невесомых жестов, незамеченных слёз и не услышанных слов, из которых можно сложить как удушающее ожерелье травм, так и приданое трогательных воспоминаний.
«Сущность» (The Thing with Feathers)
с 20 ноября

Похоронив возлюбленную, иллюстратор (Бенедикт Камбербэтч) впадает в депрессию и вступает в контакт с инфернальным духом-птицей, который провоцирует героя на ужасные поступки. «Сущность» — готическая драма не столько о переживающем траур сломленном мужчине, сколько о скорби вообще. Тяжёлое чувство здесь воплощается в поэтическом образе пернатого существа, которое, подобно падальщику, клюёт разлагающуюся семью. Режиссёром мрачной ленты выступил Дилан Саузерн, автор документальных фильмов о группе Blur («Больше не к чему стремиться») и о музыкальной сцене Великобритании 2000-х («Встретимся в ванной»), а также весьма грустных короткометражек о подавленных мужчинах («Азиз Ансари: Погребённый заживо»). В основе его новой игровой работы лежит роман-бестселлер Макса Портера «Горе — это штука с перьями». Саузерн адаптирует горькую литературную ауру с первых кадров и, не жалея времени, старается как можно шире передать монструозную глубину скорби.
«Умри, моя любовь» (Die My Love)
с 27 ноября

Линн Рэмси, режиссёрка «Крысолова» и «Что-то не так с Кевином», как и многие женщины в киноиндустрии, снимает редко, но так злободневно, что её фильмы сразу врастают в века. В пятой полнометражной картине «Умри, моя любовь» Рэмси поначалу исследует проблемы близости внутри созависимых любовных отношений. Молодожёны Грейс (Дженнифер Лоуренс) и Джексон (Роберт Паттинсон), не отлипая друг от друга, переезжают в сельскую глушь, где их искрящейся любви предстоит сгореть дотла. Брачная история быстро превращается в концептуальный хоррор. Под прожектором Рэмси — чарующая своим безумием и животной первозданностью героиня Лоуренс, дающая волю запертым чувствам и желаниям. Режиссёрка сконцентрированно освобождает подавленную и порицаемую женскую субъектность, устраивая телесный бунт и ведьминский шабаш против социальных норм.
Нестареющая классика
«Человек-слон», 4K-версия
с 27 ноября

Неприкаянный Джозеф Меррик (Джон Хёрт), рождённый с нейрофиброматозом, из фрик-шоу попадает в высший свет. Получив путь к свободе, герой не удостаивается понимания: мир видит в нём монстра, забавного уродца, странную зверушку, но не чувствующего человека с ранимым сердцем и красивым нутром.
Второй фильм Дэвида Линча стал одним из его главных карьерных триумфов: сага, основанная на реальной биографии Меррика, в 1981 году собрала восемь номинаций на «Оскар». Здесь молодой режиссёр проявил своё мастерство в искусстве декорации и стилизации, представив пространство Англии XIX века в экспрессивной эстетике кино 1940–1950-х, идеально подходящей для обличения пороков общества. Однако именно авторским «Человека-слона» не назовёшь: Линч выступил в качестве приглашённого режиссёра, будучи любимцем команды сценаристов и продюсера проекта — комедианта и режиссёра пародий Мела Брукса. Пусть «Человек-слон» и правда выделяется на фоне других линчевских фильмов своей откровенной сентиментальностью, он, как и всё кино мэтра, предстаёт удивительным гимном гуманизму и одой инаковости.
Финальная глава всеми любимого сериала
«Очень странные дела» (Stranger Things)
первая половина 5-го сезона будет доступна с 26 ноября на Netflix

Осень 1987 года. Хоукинс оцеплен военными. Пока жители городка прячутся по домам, Изнанка всё глубже проникает в реальность, а Векна всё интенсивнее плетёт паутину кошмара. Скрываясь от правительства и монстров, отчаянные главные герои тайно собираются на заброшенной радиостанции, где разрабатывают план победы над злом.
Новый и заключительный сезон «Очень странных дел» станет самым мощным в жизни шоу. На производство каждого эпизода Netflix выделил рекордные для телесериальной индустрии суммы — от 30 до 80 миллионов долларов. Братья Мэтт и Росс Дафферы потратили несколько лет на разработку сценария, стремясь подвести красивую черту мистическо-фантастической истории и лаконично завершить все линии многогранных персонажей. Однако мажорные финальные аккорды достанутся не всем — жертвы, как всегда, неизбежны. Фанатам пора начать укреплять сердце — оно точно будет разбито, если не 26 ноября, то 31 декабря, когда выйдет заключительная часть сериала.
Громкие продолжения
«Метод», 3-й сезон
«Кинопоиск», с 20 ноября

В финале второго сезона следователи Есеня (Паулина Андреева) и Меглин (Константин Хабенский) удачно вычисляют главного антагониста — психолога, манипулирующего маньяками, — чудом остаются в живых и с улыбкой прощаются со зрителями. Проходит пять лет. Меглин берёт под контроль группу потенциальных серийных убийц во главе со вспыльчивым Женей Зверем (Никита Кологривый), перенаправляя их патологии в нужное русло — в расследование сложных дел. Все ученики разбиваются по парам, а одиночка Лера (Анна Савранская) набивается в напарницы к гениальному преподавателю. Им предстоит не только вычислить монстров, бродящих среди нас, но и сберечь присущую процедуральному сериалу химию. К режиссуре вернулся Юрий Быков, чьё отсутствие остро ощущалось во втором сезоне, закрыв собой образовавшуюся в сериале пустоту: сердце шоу Паулина Андреева покинула проект, посчитав, что «история её героини закончилась», а ей самой нужно двигаться дальше.
«Пингвины моей мамы», 2-й сезон
Kion, с 14 ноября

Сериал Заки Абдрахмановой и пропавшей из титров Наталии Мещаниновой в первом сезоне коснулся важных проблем усыновления и родительства. При этом события в основном показывались от лица подростка — начинающего стендапера Гоши (Макар Хлебников). Мальчик, как и его сиблинги, бурно переживает решения сердобольных родителей (Александра Урсуляк и Алексей Агранович). Взрослых и так не хватает на всех детей, так они вдобавок решают взять под опеку ещё парочку ребятишек, включая задиристого Виталика (Платон Саввин).
Долгое время юмор служил героям защитным фильтром от токсичной реальности, однако в новом сезоне всем не до шуток. Гоша проходит сепарацию от семьи, самостоятельно снимает квартиру, переживает крах подростковых иллюзий и сталкивается с первыми серьёзными трудностями жизни. Его родителям тоже совсем не весело. Семья разрастается, переезжает в большой дом, но идиллия пока даже не на горизонте: Виталик нападет на одноклассника, поэтому над семьёй нависает тень органов опеки и потенциального распада. Новый сезон выходит на новый уровень драматической серьёзности, продолжая честно и зрело говорить о семейных отношениях, конфликтах отцов и детей, исследовать травмы и способы их преодоления. Первая половина сезона уже доступна на Kion, заключительные четыре серии выйдут 21 ноября.
Книжный бонус
«Жизнь — смерть. Лицо — тело» Михаила Ямпольского
релиз запланирован на конец ноября — начало декабря

Михаил Ямпольский — человек, чья область знания, кажется, безгранична: тексты о кино и теории визуальной репрезентации, философские и литературоведческие исследования. Это автор, без которого трудно представить современные культурные медиа; много лет Михаил Ямпольский входит в редколлегию журнала «Новое литературное обозрение», на него регулярно ссылаются кинокритики, он читает лекции в университетах и создаёт образовательные курсы.
В 2020 году Михаилу Ямпольскому предложили курировать выставку для нового проекта «Дом текста» в Пушкинском музее. Книга «Жизнь — смерть. Лицо — тело» — попытка запечатлеть смыслы и придать форму так и не состоявшейся выставке, в основе замысла которой — проследить влияние письма на изобразительную сферу. Сюжет экспозиции должен был состоять из пяти блоков, а человеческое тело выступало бы документом, визуализирующим культурные изменения и их влияние на искусство. Подобный подход позволяет увидеть историю как непрерывное движение, где прошлое не исчерпывает себя до конца, трансформируется и остаётся составной частью современности.










